Новости

14 Октября 2016

В России разрабатывается стратегия повышения финансовой доступности

Банк России к ноябрю создаст проект стратегии повышения финансовой доступности на ближайшие три года.  Об этом на Форуме в ходе сессии, посвященной финансовой доступности и защите прав потребителей в свете развития новых технологий, рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Михаил Мамута.
Он сообщил, что проект стратегии создается в партнерстве с государственными органами, бизнесом и общественными организациями и будет готов к 2017 году, когда запланирована разработка дорожной карты по созданию в течение ближайших двух-трех лет качественной и удобной для потребителя системы доступа к финансовым услугам.
По словам Михаила Мамуты, сегодня в России предоставление финансовых услуг сильно развито в крупных городах, в то время как на сельских территориях доступа к финансовым услугам практически нет. Поэтому при разработке стратегии регулятор делает упор на цифровые технологии, позволяющие получать финансовые услуги удаленно. Но при этом учитываются еще две важные составляющие – финансовая грамотность населения и защита прав потребителя, чтобы финансовая доступность была действительно успешной.  
«С одной стороны, у человека, даже живущего в отдаленной местности, должен быть полноценный доступ к финансовым сервисам, это для него важно, - отметил представитель Банка России. - В свою очередь задача регулятора  - правильно идентифицировать и проконтролировать возникающие при этом риски, обеспечив гражданину безопасное использование этих инструментов».
В ходе сессии  шла речь о необходимости найти баланс между появлением новых инструментов, в первую очередь цифровых технологий,  с помощью которых граждане могут получить к большему числу услуг, и рисками, которые возникают при использовании новых сервисов.
В выступлении депутата Государственной думы, президента Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова говорилось о том,  как важно, чтобы не только банки, но и финансовые организации при внедрении инноваций сами уделяли внимание повышению финансовой грамотности и ментальной подготовки граждан к использованию новых технологий. По мнению Аксакова, недоверие людей и их неготовность пользоваться новыми сервисами могут сделать любой физически удобный канал недоступным и непривлекательным.  В ходе дискуссии, в частности, обсуждались результаты американского исследования, согласно которому из первой десятки фобий по финансовым рынкам 6 связаны с цифровыми услугами.