Новости

19 Октября 2018

ЦБ признает автоследование финансовым консультированием, придумал, как бороться с front running

СОЧИ, 18 октября. /ИНТЕРФАКС/ — ЦБ РФ решил квалифицировать стратегии автоследования как финансовое консультирование со стороны брокера, сообщил на форуме Finopolis 2018 первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

«Мы вместе с участниками рынка провели некую работу о том, как квалифицировать автоследование — как доверительное управление или как финансовое консультирование. Есть признаки и того, и другого. Но в итоге склонились к финансовому консультированию», — сказал С. Швецов.

Он отметил, что суть финансового консультирования связана с индивидуальной личностью того, кого консультируют, в то время как дух коллективных инвестиций предполагает, что тот, кто присоединяется к коллективным инвестициям, сам о себе должен подумать. Финансовый консультант должен оценивать риск-профиль клиента и предлагать продукты, которые соответствуют этому профилю, а также создать у него правильные ожидания относительно того, что он купил. Если брокер предлагает продукт, который не соответствует риск-профилю человека, то убытки по этому продукту могут быть возмещены брокером, который предложил стратегию автоследования.

По его словам, регулятору в автоследовании не нравится front running, в связи с этим ЦБ провел работу с профучастниками и разъяснил, что лидер стратегии, за которым следуют другие, должен усреднять цену покупки ценных бумаг.

«Как паровоз со своими вагончиками — не может быть такого, что лидер делает первым, а остальные с каким-то опозданием повторяют его действия, потому что если хвост большой — вагончиков много, то это уже вызывает негативное влияние на рыночную конъюнктуру. Лидер должен знать о длине своего хвоста и принимать инвестиционное решение, понимая, что он делает сразу большую сделку, а не имеет некое преимущество по отношению к следующим за ним», — сказал С. Швецов.

Он отметил, что ЦБ считает стратегии автоследования полезными, если они прозрачны. Однако ЦБ будет бороться с автоследованием, которое носит виртуальный характер — когда не совершается никаких сделок, не приобретаются никакие ценные бумаги и клиенту показывается какая-то позиция, за которой ничего нет.

«Мне кажется, что рынок еще не донца осознал, но технологии дают ключик к этому решению, что может быть обслуживать 10 миллионов пассивных клиентов интереснее, чем обслуживать 2 тысячи активных клиентов, которые как сумасшедшие ежедневно торгуют. У миллионов граждан России нет потребности совершать ежедневно операции, тратить час-два своего времени ежедневно на анализ рынка. Даже если мы этот анализ заменим роботами, у людей нет потребности ворочаться ночью, просыпаться, смотреть на экран, переживать что там с акциями произошло. Мне кажется, что пассивное инвестирование с простыми инструментами, небольшими счетами, с помощью роботизированного консультирования, направленного не на побуждение искать неэффективности, а создать устойчивый, пусть и не супер доходный портфель, но с маленькими расходами на само консультирование — это то, что гораздо больше вовлечет граждан на российский рынок, нежели успешные истории с 300% годовых», — сказал С. Швецов.