Новости

19 Октября 2018

Банковское обозрение: большие данные — большие проблемы

СОЧИ, 19 октября, /Банковское обозрение, Алексей Лампси/

Работа с Big Data наталкивается на юридические трудности.

Стремление банков к созданию экосистем делает их пионерами в работе с Big Data. Но по мере масштабирования технологии появляется все больше вопросов об имущественной принадлежности персональных данных, а также вызовов в сфере кибербезопасности. Баланс между интересами бизнеса, государства и граждан искали на Форуме «Финополис-2018».

По итогам 2017 года банки стоят на первом месте среди покупателей Big Data, многие секторы они превосходят по объемам покупок в несколько раз, сообщила первый зампредседателя Банка России Ольга Скоробогатова, которая выступила модератором пленарной дискуссии «Данные — новая нефть?». «Большие данные считаются сейчас топливом для любого бизнеса, просто банковские организации одними из первых поняли, что это источник дохода», — отметила она.

Риски либеральной политики в сфере хранения данных обозначил профессор Школы бизнеса Стерна и Центра науки о данных Нью-Йоркского университета Васант Дхар. «США создают инновационные подходы в использовании новых технологий. По мере того, как платформы становились все более мощными, их политика в части данных становилась все более либеральной. То же относится к государственной политике. Государства все либеральнее смотрят на использование данных и сами начинают их активно использовать. По сути, с рядом ограничений с нашими данными делают что хотят. Изнанка этого — в утечках баз данных, как, например, в случае с кражей у Facebook 50 млн аккаунтов. Это практически Дикий Запад», — отметил он.

По мнению Васанта Дхара, нарастает тенденция считать данные личной собственностью. Так, он сослался на недавнее решение Верховного суда Индии, который, рассматривая конституционность программы цифровой идентификации, пришел к выводу, что у граждан есть право на личную жизнь, но эта программа соответствует Конституции. Поэтому с рядом ограничений использовать Big Data все же можно.

Сотовые операторы, розничные сети и финансовые сервисы или уже работают с Big Data, или задумываются об этом, заявил первый зампредседателя правления Сбербанка Лев Хасис. «Сейчас это полная terra incognita и большой вызов для всех регуляторов», — считает он. Отставание регуляторов порождает много противоречивых законов и нормативов.

При накоплении колоссальных объемов данных все большее значение приобретают вопросы защиты от киберугроз, считает Л. Хасис. «Преступный мир перемещается от квартирных краж в сторону краж информации. Способность банков обеспечить клиентам защиту от подобных рисков будет определять их конкурентоспособность», — заявил он.

Топ-менеджер Сбербанка высказал мысль, что тема privacy может оказаться краткосрочной: «Для многих молодых людей вопрос защиты данных стоит уже не так остро. — Но в каждом времени нужно быть релевантным, в том числе и к тем клиентам, которые противятся попыткам корпораций проникнуть в их частную жизнь». Он отметил, что множество компаний предоставляют людям бесплатный сервис, а затем торгуют его данными от своего имени, как это делает большинство соцсетей. «Использование банком данных из соцсетей — это взаимоотношения банка с человеком или с соцсетью?», — задался вопросом Л. Хасис.

Технологии Big Data, считает зампредседателя правления Газпромбанка Вадим Кулик, рождают сразу две юридических проблемы: вопрос права собственности и вопрос права доступа. «Фактически, попадая в соцсети, данные становятся интеллектуальной собственностью соцсетей, неотрывной от самой базы данных. Но это порождает юридическую двусмысленность. Чем скорее решится эта юридическая коллизия, тем быстрее будут развиваться технологии», — отметил он.

При таргетированной рекламе людей прежде всего раздражают предложения, которые поступают от тех, кому не давали на это разрешения, и те, которые абсолютно не совпадают с желаниями человека. Как минимум вторую проблему реально решить за счет повышения скорости и корректности обработки данных, уверен В. Кулик «Если данными будут оперировать точнее и быстрее, то и раздражения у клиентов будет меньше!», — заявил он.

«Это ошибки моделирования и анализа ситуации дата-сайентистами, — считает зампрезидента — председателя правления Банка ВТБ Ольга Дергунова. — Нужно дать пользователям возможность отключить результаты анализа в своих профилях, почтовых ящиках и телефонах. Нужно идти по пути управление платформами и электронными согласиями».

Это вопрос в том числе этический, и возможным выходом станет кодекс этики по работе с Big Data, который готовит созданная на днях Ассоциация больших данных. Об этом сообщила операционный директор компании «Мегафон» Анна Серебряникова, которую избрали президентом новой структуры.

«Есть большие опасения, что мы создаем цифровую копию личности человека, которая знает о нем больше, чем он сам, и будем иметь возможность в будущем воспользоваться этими знаниями так, как он и не предполагает, — заявила А. Серебрянникова. — Поэтому мы готовы добровольно принять на себя обязательства по части прозрачности использования больших данных и прописать, какие протоколы будем использовать, как сделать процесс прозрачным для государства и общества. Это важный шаг в общественном диалоге на тему «Почему, как и для чего мы используем Big Data».

Много прикладных вопросов остается и на государственном уровне, отмечает А. Серебряникова: «Государству необходимо понимание: кому принадлежат государственные данные? Как должны выглядеть Open API для различных видов пользователей? Достаточно ли пропускных способностей у платформ, той же СМЭВ?»

Между тем открыт сам вопрос эффективности работы банков с Big Data. «То, что мы сейчас делаем с данными, мы умели делать последние 10–15 лет. Департаменты рисков работают с теми же данными по тем же моделям, — заявила А. Серебряникова. — От того, что мы начали переименовывать наших аналитиков в дата-сайентистов, эффективнее аналитика не становится. Мы занимаемся большими данными, имея на руках старые и, в целом, типичные для банковского сектора продукты».

Даже само понимание Big Data уже далеко от первоначального. «Сейчас это прежде всего объем данных, а совсем не то, что стояло за этим понятием, когда оно создавалось — данные разных типов, от голоса до картинок и “цифры”, — сказала Ольга Дергунова. — Многие крупные американские банки работают с соцсетями и публикуют множество исследований по их анализу, но ни одного — о способах монетизации. Мы сами провели ряд исследований. Наиболее конкретный результат — можем сказать, в какое время суток люди склонны совершать покупки. Как это монетизировать, непонятно». Если речь идет об анализе по требованиям 115 ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов»), то банки с удовольствием отдадут все данные государству, чтобы покупать уже готовую услугу, считает зампрезидента ВТБ.