Банк России будет «присутствовать рядом»

https://www.high-endrolex.com/32

20 ноября 2023

Дискуссии о способах регулирования технологий, а также ИИ в рамках FINOPOLIS 2023 показали, что проблема вышла далеко за рамки Банка России. Возможным вариантом будущего может стать принятие «Цифрового кодекса».

Изначально казалось, что основной интригой перед секцией «Регулирование цифровых инноваций в финансовой сфере: заглянем в будущее?» в рамках Форума инновационных технологий FINOPOLIS 2023 станет продолжение дискуссии, начатой на XX Международном банковском форуме в Сочи в сентябре 2023 года.

Тогда Алексей Гузнов, статс-секретарь — заместитель председателя Банка России — не стал скрывать, что часть обсуждаемых проблем может быть решена исключительно на федеральном уровне, а другая часть находится на стадии обсуждения внутри регулятора. Вопрос заключался в том, какие именно федеральные структуры подключатся к решению проблем банкиров, а также в том, почему зампред ЦБ предложил именно на FINOPOLIS 2023 перенести более предметное обсуждение регулирования ИИ.

Что тут обсуждать-то?

Алексей Гузнов, модератор секции, уже на стадии представления гостей снял часть вопросов. На сцену были приглашены: председатель Комитета Государственной думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, статс-секретарь — заместитель главы Минцифры Алена Руденко, а также вице-президент Ассоциации банков России, курирующий правовое управление АБР, Анатолий Козлачков.

Что касается ИИ, то после заявлений Эльвиры Набиуллиной, председателя Банка России, сделанных в ходе пленарной дискуссии «Искусственный интеллект: путь к общему благу или дорога к рабству?», казалось бы, с технологической точки зрения обсуждать уже нечего. Но если разобраться в проблеме глубже, то на юридическом уровне вопросы остаются.

По словам Анатолия Козлачкова, анализ проекта, осуществленного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, показал, что в области контрольно-надзорной деятельности в государственной сфере уже сегодня благодаря ИИ «на многие порядки» возросло количество фиксируемых правонарушений — до 1 млн событий в сутки.

Эксперт предложил подумать над новой моделью регулирования правоотношений, при которой данные, генерируемые искусственным интеллектом, должны стать доказательством в юридическом процессе. Кроме того, логика событий говорит о том, что ИИ должен в том или ином качестве участвовать в процедурах обжалования законодательных решений, а где-то выступать в качестве судьи. Учитывая колоссальный объем событий, требующих обработки, ручной режим в большинстве случаев исключен, многое должно быть возложено на ИИ.

«Сегодня такой момент развития законодательства, когда классические правоотношения начинают размываться и трансформироваться. Для юристов это вызов, нам предстоит освоить новый уровень кооперации с экспертами и регуляторами разных отраслей экономики, чтобы не наломать дров при погружении в цифровой мир», — уверен Анатолий Козлачков. Рассуждая о докладе Банка России «Применение искусственного интеллекта на финансовом рынке», он заметил: «В нем очень робко выражена та мысль, что регулятор по договоренности с банками будет “присутствовать рядом” при внедрении систем ИИ». Но ведь можно и не применять мер надзорного реагирования на этом этапе, а вот методология надзора должна развиваться сразу.

Слово законодателя

Анатолий Аксаков, рассуждая о регулировании отрасли в целом с точки зрения планов развития новых финансовых технологий, высказал такое мнение: «Необходимо протестировать возможность использования цифрового рубля для выделения льготных долгосрочных кредитов на поддержку структурной перестройки экономики и оценить степень влияния на инфляцию такого строго целевого финансирования. В цифровой рубль можно заложить алгоритмы, которые обеспечивают движение денег по цепочке для финансирования экономики и не дают сразу уйти этим средствам на потребительский рынок. Соответственно влияние таких кредитов на инфляцию будет крайне ограничено».

Что касается совершенствования законодательного регулирования цифровых финансовых активов (ЦФА), Анатолий Аксаков отметил тормозящее действие на рост этого сегмента рынка того факта, что они обращаются только в тех информационных системах, в которых были эмитированы. «На мой взгляд, необходимо законодательно зафиксировать обязанность перетекания активов по всем системам участников рынка. Необходимо также урегулировать налогообложение гибридных цифровых прав. По моему мнению, налогообложение возникает только в момент поставки товара, служащего обеспечением утилитарных цифровых прав. Кроме того, уже сегодня прорабатывается вопрос об использовании ЦФА для расчетов с иностранными партнерами. Надеюсь, к декабрю 2023 года по итогам дискуссий мы сможем подойти к какому-то решению в этой сфере», — уточнил депутат.

В финале этого выступления речь зашла о защите информации в условиях западных санкций и ограничении возможности раскрытия данных об участниках сделок с ЦФА. В свободный доступ эта информация не должна попадать, чему может помочь, например, механизм закрытой подписки.

Пришло время Кодекса

Александр Хинштейн и Алена Руденко рассказали о том, как идет работа в Минцифре по проекту концепции «Цифрового кодекса», который должен унифицировать текущую регуляторику в сфере IT и телекома, а также ввести в правовое поле новые технологии, отсутствующие в текущем законодательстве, например в Законе «О связи». В частности, в России выдана в полном соответствии с этим Законом одна-единственная лицензия оператора телеграфной связи Ростелекому, у которого в музее есть действующие телеграфные аппараты. А вот IP-телефония, которой пользуется вся страна, юридически не существует.

На сегодняшний день нет четких юридических формулировок и требований к государственным информационным системам (ГИС), что создает избыточность в регулировании при наличии правовых лакун, не позволяющих использовать данные одной ГИС для работы с ними в другой.

Для решения проблем предложено закрепить полномочия органов власти в сфере информационно-коммуникационных технологий, определить правовую конструкцию работы платформы «ГосТех», урегулировать вопросы, связанные с работой электронного правительства и предоставлением государственных услуг в электронном виде.

«Кодекс — это не только свод отраслевых законов, он привносит определенный политический характер существования самой отрасли, а также подчеркивает роль и значение этой сферы экономики. Сегодня тема “цифры”, которая включает в себя и понятие “информация”, является наиболее значимой, с точки зрения государства. При этом законодательство о защите этой информации напоминает огромное дырявое лоскутное одеяло, к которому мы вынуждены регулярно пришивать все новые и новые заплатки. Причина этого — в том, что законодательство физически не успевает за темпами развития IT», — пояснил Александр Хинштейн.

Кодекс же при рамочном подходе должен юридически определить все основные направления развития таких явлений, как “цифра” и “информация”. В этом Кодексе должны найти отражение существующие законы, включая ФЗ-153 «О персональных данных», к которому так трепетно относятся банкиры. Кроме того, в Кодексе должно быть обозначено в виде сценариев то, что сейчас еще не принято законодателями и что должно стать «стимулом движения вперед» всей страны за счет сквозной переработки отраслевого законодательства на основе базовых принципов, которые прописаны в Кодексе.

Самое важное, в документе должны быть прописаны права и обязанности человека в цифровой среде, а также определены правоотношения и обязанности всех сторон, в том числе, граждан, государства, банков, экосистем и их клиентов.

Источник: Банковское обозрение

Контактная информация

По вопросам участия и партнерства:
https://www.high-endrolex.com/32