10 ноября 2023
Представители руководства ЦБ РФ, НСПК, ряда крупнейших российских банков и Московской биржи обсудили ряд актуальных вопросов, среди которых:
Кем сегодня является сегодня Национальная система платежных карт для участников рынка? Оператором платежной инфраструктуры или полноценным коммерческим участником?
Может ли единый QR-код генерироваться в коммерческом банке?
Кого можно назвать ключевыми игроками экосистемы финтех-отрасли России?
Какова современная динамика взаимодействия бизнеса?
Потребитель: конкуренция или стратегическая синергия?
Модератором круглого стола выступил Владимир Комлев, глава АО "НСПК".
Как отметила Алла Бакина, директор Департамента платежной системы Банка России на вопрос модератора, получается ли у НСПК быть «равноудаленной» платежной платформой, «НСПК – это прежде всего динамично растущая национальная инфраструктура. Это важнейший элемент национальной платежной системы, обеспечивающий развитие рынка по принципу «кооперация - в инфраструктуре, а конкуренция - в продуктах и сервисах».
Дмитрий Малых старший вице-президент Сбербанка, отметил, что у участников рынка безналичных платежей все еще остается большой потенциал для развития, поскольку их доля в рознице пока далека от 100%. И роль НСПК в этом процессе трудно переоценить. По его словам, «мы видим, как развивается ценообразование по «Миру», и оно для нас прозрачно».
Иван Пятков, директор розничного бизнеса Альфа-Банка, отметил: «Наша стратегия сейчас предусматривает максимальный курс на развитие повседневного банкинга, и без платежных услуг здесь не обойтись». При этом инфраструктура НСПК играет в этом плане ключевую роль, хотя, по мнению спикера, НСПК начинает уже составлять банкам некую конкуренцию, вмешиваясь в их отношения с потребителем. В качестве примера Иван Пятков привел программу лояльности НСПК, отметив, что такого рода активности – прерогатива банков.
Как подчеркнул Юрий Богданов, директор по инновациям банка Центр-инвест, отвечая на вопрос о конкурентном взаимодействии с крупнейшими игроками рынка, альтернативную платежную систему хотят создать те, кто надеются «сделать ее дороже». Что касается взаимодействия банка со своими клиентами, то они «прозрачны для регулятора, НСПК и, возможно, ряда третьих структур - участников рынка».
В свою очередь, Александр Чернощекин, старший вице-президент ПСБ, заявил, что сервисы НСПК позволяют не слишком крупным банкам конкурировать на равных с более масштабными игроками, и в этом заключается большой плюс для рынка. В то же время НСПК подчас выступает «руками регулятора», и вот с этим уже, по мнению спикера, надо что-то делать. Последний тезис касается, в том числе и тарифной политики.
В заключение дискуссии Игорь Алутин, управляющий директор проекта «Финуслуги», Московская Биржа, отметил, что являясь таким же инфраструктурным игроком, равноудаленным от участников рынка, его структура сталкивалась с похожими вопросами. При этом он подчеркнул, что без сервисов НСПК Московская биржа не смогла бы развиваться. На этом фоне говорить о создании некой альтернативной платежной системы спикер считает безосновательным.
Источник: Журнал ПЛАС