Банк России проводит мониторинг новых моделей взаимодействия кредиторов и заемщиков и разрабатывает проект регулирования, но не намерен вводить его раньше времени, чтобы не помешать формированию этого рынка. Об этом шла речь на заседании секции, где обсуждались возможности краудфандинга и р2р-площадок для финансирования малого предпринимательства.
Потенциал развития краудфандинга как модели взаимодействия кредиторов и заемщиков без участия финансового посредника обусловлен, прежде всего, быстрым развитием интернета и формированием различных социальных сред, поддерживающих и развивающих различные виды социального инвестирования. Но оценивая перспективы этого направления, нельзя забывать и о рисках, которые оно содержит, отметил в своем выступлении руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России Михаил Мамута.
Сейчас на этом рынке, кроме стандартного P2P-кредитования (от человека к человеку), появились модели, где речь идет о долевом привлечении средств в капитал компаний (p2b), смешанные модели, а также безвозмездное софинансирование гражданами различного рода проектов, в том числе социальных. Среди основных рисков - качество проверки бизнес -проекта, непрозрачность представленной в Интернете «витрины», отсутствие гарантии возврата средств, отсутствие требований по контролю за инвестированием собранных денег и ряд других.
«В Банке России создана рабочая группа с участием представителей ряда площадок, кроме того, мы проводим постоянный мониторинг краудфандинга, в ходе которого анализируем происходящие процессы и выявляем специфику существующих моделей, - рассказал Михаил Мамута. - Сейчас в мониторинге участвуют почти 20 площадок, хотя начиналось с 6, а сегодня во время сессии подошли представители еще трех и тоже выразили готовность участвовать в мониторинге».
Учитывая небольшие объемы этого рынка (совокупный объем площадок не превышает 1 миллиарда рублей) и то, что он еще не окончательно сформирован, регулятор не считает необходимым вводить в этой сфере регулирование, чтобы не помешать формированию бизнес-моделей. По словам Михаила Мамуты, условием для перехода к регулированию будет значительное увеличение как объема, так и масштаба краудфандинговых операций либо появление существенных риск-событий: «Таким событием, например, может стать формирование некоей изначально порочной модели, которую нужно будет останавливать», - объяснил Мамута. Постепенный переход к регулированию этого рынка начнется не ранее второй половины 2017 года.